К 100-летию Самарской Хоральной Синагоги

 

 

 

 

 

 

Редко кто, проходя по центральной, Ленинградской улице, обращает внимание на запущенное, запыленное здание, возвышающееся над остальными на пересечении с улицей Садовой. И только немногим известно, что громада с шестиконечными переплётами окон это и есть Хоральная синагога, построенная до революции и прославившая город своим архитектурным совершенством. Она стала шедевром мировой архитектуры и включена в 10 лучших синагог мира.

Строительство этого храма напрямую связано с ростом в городе еврейского населения в конце XIX - начале ХХ века. Развивающуюся Самарскую диаспору уже ни количественно, ни качественно не устраивали два имеющихся в городе молитвенных дома. Ходатайство евреев о строительстве новой синагоги было удовлетворено, и в 1903 г. был заложен первый камень большой синагоги на 1000 мест. Строительство её возглавил известный самарский архитектор и инженер Зельман Биньяминович Клейнерман.

Развернувшееся масштабное строительство было тем более удивительно, если принять во внимание политическую ситуацию в стране в то время. В конце XIX - начале ХХ века по Российской империи с нарастающей силой прокатилась волна еврейских погромов. Трагический Кишиневский погром 1908 года, рядом, в Саратове, были хулиганские выходки на спектакле "Евреи" по пьесе Евг. Чирикова. А в это время в Самаре, праздновавшей свое 300-летие, в роскошном юбилейном альбоме глава города П.В.Алабин писал о еврейских ремесленниках и торговцах как о "людях сообразительных, трудолюбивых, которых надо всячески привлекать". Образованный человек, либеральный деятель, Алабин отнюдь не был поражен "вирусом любви" к евреям, он просто заботился о благе города и края, и поэтому решительно предоставлял "право на жительство" евреям, которые были полезны стремительно развивающейся Самаре.

Открытие и освящение синагоги состоялось 31 августа 1908 г. при громадном стечении публики, и стало настоящим праздником для города. На торжестве присутствовали вице-губернатор Белецкий, городской глава Месняков, члены губернского правления, городской управы и городской думы. После освящения синагоги в нее были доставлены 12 свитков Торы, которые были помещены в искусно выполненный Арон Кодеш. А на фронтоне здания появилась памятная доска, увековечившая имена тех, кому евреи Самары были обязаны открытием синагоги. Не только З.Клейерман и его помощник, студент института Путей Сообщения Р.Маргулис значились на ней, но и те, кто финансировал строительство. Знаменательно, что финансовую поддержку строительству оказали не только состоятельные евреи, но и русские купцы и ремесленники, что свидетельствовало о благоприятном национальном климате в городе. По свидетельству присутствующих и прессы, Самара украсилась еще одним зданием, выдающимся по изяществу архитектурного замысла, и самарская еврейская диаспора, по справедливости, может гордиться красотою своего храма, лучшего по всему Поволжью.

Печально, но сегодня уже немного осталось самарчан, которые могли бы рассказать, какой была синагога изнутри, когда она еще действовала. Но у побывавших в ней, осталось впечатление грандиозности и величественности самого здания и его интерьера, запомнились ажурные окна, сверкающий 4-х угольный купол здания, увенчанный звездой Давида, широкие крапчатые марши лестниц, шестиугольные колонны, поддерживающие боковые галереи, причудливый орнамент стен, великолепный Арон Кодеш со священными свитками Торы, балкон для хоров и гигантская хрустальная люстра...

Революция 1917 г., объявившая религию "опиумом для народа", обрушила свой "праведный" гнев на носителей религии: храмы и священнослужителей. Могла ли устоять еврейская синагога? К счастью, она не была разрушена, но была национализирована. В конце 20-х г.г. прошлого века газеты пестрели призывами рабочих активистов всех национальностей закрывать храмы, передавая их под клубы, школы, другие учреждения. Вот так в 1929 году перестала действовать одна из крупнейших синагог в Поволжье. Там разместили Дом Культуры им.Коминтерна, а затем в начале 30-х годов синагогу реконструировали под хлебозавод. Возвели перекрытия, установили каркасы и пять печей... А те люди, которые отдали много сил и средств на постройку здания, стали буржуазией и классовыми врагами.

. . . . . . . . . . . .

Спустя много десятилетий, с приходом перестройки и возрождением еврейской общинной жизни в начале 90-х годов прошлого века, у самарских евреев появилась надежда на то, что Хоральная синагога обретет вторую жизнь. Власти пошли навстречу, и, после многочисленных обращений лидеров самарской еврейской диаспоры, в конце 1994 года, решением предыдущего Губернатора нашей области К.А.Титова, здание было возвращено еврейской общине.

Но, как это ни печально, по многим причинам, но, прежде всего, из-за отсутствия единства и взаимопонимания между еврейскими организациями Самары, восстановление Хоральной синагоги, обезображенной за годы советской власти, так и не началось, и она вплоть до сегодняшних дней продолжает разрушаться.

Здесь все дышит стариной, но не ухоженной музейными работниками, а запахами тлена и разрушения. Ржавый замок, разбитые стекла. Несмотря на то, что здание Самарской Хоральной синагоги признано архитектурным памятником Федерального значения, ветшают и рассыпаются его стены, вдоль и поперек изрисованные свастикой и похабными словами. Зияют окна своими пустыми глазницами, как вечный укор нам, самарским евреям, которые никак не найдут в себе сил и мужества задуматься о возвращении к жизни старой синагоги.

Каганова Юлианна